СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ НАРОДА МАРИ

Прежде чем ознакомиться с этой статьей, задайтесь вопросом: «Что самое главное в нашей республике Марий Эл?» Поистине самым дорогим для каждого марийца должна быть культура и традиции, а не красивые новостройки в Йошкар – Оле.

Помнить историю своего народа должен каждый. Сейчас мы хотим познакомить вас с одной интересной традицией или обычаем (называйте как угодно), которая была самая важная для народа мари. Речь пойдет о Священных рощах, где марийцы проводили обряды молебна древним богам.

Религия древних марийцев

Древних марийцев называют язычникам, правда, сами марийцы этого названия не любят. Народ мари делятся на двоеверцев и так называемых чимари.

Дальнейший рассказ пойдет о марийцах, относящихся к язычникам. (Но не стоит заблуждаться, что все марийцы являются язычниками, большая часть населения исповедуют православие). Марийцы молятся в священных рощах, это для них некий храм, куда они приходят поклониться Божествам, просить помощи у них,  или просто остаться наедине с самим с собой, успокоить тем самым душу.

Священные рощи сами марийцы называют Кюсото. В республике Марий Эл насчитывается примерно шестьсот таких рощ. В советское время была вырублена часть священных рощ, зато в наше время людей, которые хотят наживиться лесными богатствами стало гораздо больше, поэтому сейчас рощи уничтожаются намного сильнее.

Священные рощи расположены небольшими группами.  Еще одним интересным фактом является то, что. Если соединить эти рощи прямыми линиями, то они образовывают определенную геометрическую фигуру. По правилам в определенной роще можно молиться всего лишь один раз в год. Молебны проходят только при растущей луне.

Существуют правила и порядки поведения при нахождении в священных рощах. Ветки деревьев, расположенных на территории рощ, ломать нельзя, также нельзя убивать животных, разжигать костры (можно только особые ритуальные). Женщины при особых днях (думаем, все поняли о чем идет речь) нельзя приходить в рощи, нельзя справлять нужду. Пьянство и другие вредные привычки также противоправно. Также есть еще некоторые правила, о которых знают лишь просвещенные марийцы. В рощах должна соблюдаться чистота и порядок.

Самым главным место священной рощи считается  онапу, которое представляет собой дерево-алтарь, которое и является объединением божества и молящихся.

При выборе места священной рощи сначала выбирают именно онапу, и только затем прочерчивают территорию священной рощи. Место для рощ выбирали в основном в густых глубинках лесов, но, к сожалению, деревья постепенно срубались, а рощи так и оставались на своих прежних местах.

Молебны

Очень интересно наблюдать за самим процессом молебна в священных рощах. Любой попасть сюда не сможет, особенно человек, далекий от марийской культуры. Этому есть несколько объяснений. Например, приезжают люди из городов, поражаются древним традициям, говоря «Как такое может быть, ведь на улице 21 век?»

Молебны в священных рощах проводятся примерно каждые выходные. Одними из самых крупных и, пожалуй, интересных является  молебен на Чумбылатовом камне и Всемирный молебен Туня-кумалтыш. Сам процессов молебнов довольно закрученный и непонятный тому, кто пришел сюда впервые. Всемирный молебен было решено проводить раз в десять лет. В этот день народ мари молится не только за себя и за марийцев, а за всех людей.  Этот молебен проводится всегда в разных местах.

Человеку «с улицы» не просто попасть на молебен, поэтому лучше всего приходить сюда со знающими людьми. Если вы приходите на молебен впервые, вас обязательно знакомят с картами (жрецами). Они подробно объясняют, что можно делать, а что нельзя.

Верховным картом на марийской земле является  Александр Таныгин. Он поистине настоящий жрец.

Раньше для входа в рощу были определенные ворота, сейчас  эта традиция уже пропала.  На белом листочке написаны подробные правила поведения в роще. Человек, пришедший в рощу должен быть чист как телом, так и душой. Перед тем как идти на молебен, верующие идут в баню, очищают свой организм от всего плохого, избавляются от дурных мыслей.

Началом молебна считается  жертвоприношение. Приносят в жертву животных гусей, кур, коз, овец. На великий праздник – молебен Туня-кумалтыш  в жертву необходимо обязательно принести одного жеребца. Жертвой не может быть любое животное, перед его убийством животное обязательно должно подать какой – нибудь знак. Знак будет говорить о том, что именно это животное выбрали Боги.  На молебне стоят длинные очереди, где люди держат в руках с животными.

Жертвоприношение 

Жертвоприношение – не очень приятное зрелище, но ничего в этом плохого и страшного нет. Жертвоприношения делятся на четыре вида. Но любое жертвоприношение заключается в следующем: сначала разделывают животное, затем несъедобные части сжигают, а съедобные готовят. Считается, что божества питаются не плотью, а духом, то есть основным является дым и пар от готовки, который уходит в небеса к Богам.

Боги древних мари

На молебне молятся пяти Богам. Главный Бог – это  Тун Ош Кугу-Юмо, что с марийского переводится как Верховный Белый Великий Бог. Именно он считается творцом. Жертвенник этому Богу находится в центре священной рощи. В северной части находится жертвенник Курык-Кугыза - "Горного Старика". Это Божество считается темным божеством, а таким богам молились у хвойных.

Еще одним жертвоприношением являются жертвенный хлеб и полотенца.  В западной части священной рощи расположен  жертвенник Мер-Юмо - бога-покровителя марийцев, посредника между людьми и Кугу-Юмо.

Существуют еще два Бога, которым марийцы молятся: это Шочын-Ава и Мланде-Ава. "Ава" с арийского переводится как  богиня. Этим Божествам молятся о плодородии, о рождении и т.д.

Жертвенный хлеб просто лежит весь молебен у алтаря, а за молебном следует трапеза - и этот хлеб тоже съедают. Из еды нас на стол приносят  блины, лепешки из творога - народная кухня.

Во время каждого молебна зажигаются свечи. Церковными сечами здесь пользоваться запрещено, каждая свеча должна быть изготовлена собственными руками. Представлете, какую красоту создают заженные свечи во время вечернего молебна.

Жертвенная пища священна и неприкосновенна до конца молебна. Пищу принесенную для Богов нельзя есть до конца молебна, но можно принести пищу и для себя, ее употреблять уже не запрещено. Считается, что жертвенную еду во время Молебна едят Боги.

Непосвященному человеку покажутся странными жертвенные полотенца. Разукрашенные полотенца не покупают в магазинах, их нужно вышивать руками. На полотенцах в основном вышиты марийские узоры, они очень красивые. Вышитые полотенца просто Человек должен висят у жертвенника во время молебна, с ними ничего не делают, а в конце их всех возвращают владельцам.

Есть еще одно жертвоприношение, пожалуй, самое интересное и необычное. В священной роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей. Он читает молитву, и на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги.

Все карты одеваются по-разному, одной общей чертой - войлочные шапки (у верховного карта Таныгина такая шапка еще и красная). Картов в нашей республике не очень много. Они обучаются своему делу друг у друга или всё передается по наследству из одного поколения в другое.

Любой молебен собирает до трех тысяч человек. Удивительным является то, что верующими являются не только пожилые люди, здесь много молодежи и детей, также много городских жителей. А это означает, что такая вера сохранится на долгие годы. В священной роще кюсото соотношения стариков и молодежи  примерно такое же, как в церкви.

Народные костюмы

Наиболее привлекательными в роще являются бабушки, они разодеты в народные костюмы.


Метки: ,